ЦВЕТ ТЕМЫ

Складской вопрос Москвы

Учитывая сложный транспортный фон в столице, вопрос о выводе складского хозяйства из Москвы остаётся очень актуальным, да и ставился уже достаточно давно. Торговые и промышленные склады и складские комплексы всегда закономерно притягивали к себе большой трафик большегрузного транспорта и автоплатформ с контейнерами. Обычно большегрузный транспорт в условиях большого города и движется медленно, и маневрирует тяжело, да ещё и очень сильно коптит. Именно такой автотранспорт и ранее создавал первые пробки в Москве.

Первое упоминание по поводу вывода большегрузного автотранспорта, а, значит, промышленных и торговых складов за пределы МКАД, было сделано руководством города Москва еще в 1996 году. Но в то время склады было ещё некуда вывести. За МКАД тогда были только садовые товарищества и колхозные поля. Потому вопрос о выводе складов и большегрузного автотранспорта из Москвы периодически то рождался, то затухал, вроде как по объективным причинам.

В начале в 2000-х годов, после выхода из злопамятного кризиса, строительный сектор значительно оживился, в заметной степени благодаря девелоперам и инвесторам промышленной недвижимости. Ожила торговля, появились сетевые супер- и гипермаркеты, торговые центры, большие оптовые и мелкооптовые рынки. Соответственно, появился спрос и на качественные складские помещения класса "А" и "Б" с большой емкостью, высокой производительностью, и качественной высокотехнологичной начинкой. Качественные и современные склады, складские комплексы, логистические центры и логистические парки в Московском регионе за МКАД начали строить в массовом количестве лишь в период с 2004 г. по2007 г. Потом, как известно, грянул очередной кризис.

Формулировки и определения.

Для обсуждения любого вопроса, для начала, во избежании разночтений, необходимо определиться с используемой терминологией. Пусть границы и несколько условны… Склад класса "А" - это современный, отдельно стоящий объект складского назначения с площадью примерно 10.000-30.000 кв.м., с офисной ( административно-бытовой) и технической частями, оборудованный по последнему слову техники. Логистический центр класса "А"- это офисно-складской объект, площадью 30.000 - 90.000 кв.м. Логистический парк - это совокупность логистических центров или отдельных складских комплексов, объеденных единой транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктурой и единым управлением, с площадью от 100.000 кв.м..


Классификация складов класса А

Склад класса "А".

Что сегодня представляют собой склады класса "А" и класса "Б" в деталях? Наиболее развернутое определение по этому вопросу дано компанией Knight Frank. И так, склад класса "А" это:

* В складской части -  одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без внутренних колонн или с внутренней «сеткой» колонн не менее 9х9 метров, со свободно несущими пролётами не менее 24 метров.
* Площадь застройки 45-55% от площади земельного участка.
* Качественный и ровный бетонный пол с обеспыливающим покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м.
* Достаточно высокие потолки (не менее 10 метров), позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.
* Регулируемый температурный режим.
* Наличие системы вентиляции.
* Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.
* Наличие системы охранной сигнализации и системы видеонаблюдения.
* Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters - докшелтеры) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers - доклевеллеры), не менее 1 ворот на 700 кв.м. складской площади.
* Наличие площадок для маневрирования и отстоя большегрузных автомобилей, а так же  парковки для легковых автомобилей.
* Наличие офисных и административно-бытовых (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала) помещений при складе.
* Оптико-волоконные телекоммуникации.
* Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.
* Расположение вблизи центральных магистралей.
* Профессиональная система управления.
* Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
* Автономная электроподстанция и тепловой узел.
* Ж/Д ветка.

Склад класса "Б".

* Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное из тех же металлоконструкций и сэндвич-панелей, или реконструированное.
* В случае двухэтажного строения - наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).
* Высота потолков от 6 метров.
* Пол - асфальт или бетон без покрытия.
* Наличие систем отопления и вентиляции.
* Наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения.
* Пандус для разгрузки автотранспорта.
* Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.
* Охрана по периметру территории.
* Телекоммуникации.
* Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.
* Наличие вспомогательных помещений при складе.
* Офисные помещения при складе.
* Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.
* Автономная электроподстанция и тепловой узел.
* Ж/Д ветка.

Как работает современный склад?

Современный склад класса "А" представляет собой элемент логистического центра или логистического парка. Как уже ранее было сказано про конструкцию склада класса "А", это современное здание. В идеальном варианте в современном складе класса "А" есть несколько служб объединенных общим управлением. Это служба эксплуатации здания и его систем: канализации, водоснабжения, электроснабжения, пожарных коммуникаций, систем связи. Служба безопасности объекта, в ведении которой входит система видеонаблюдения и охранной сигнализации, ЕСКД (единая система контроля доступа), группа физической охраны. Служба клининга (уборки) внутренних помещений, фасадов зданий и окружающей территории складского хозяйства. Ядром и организационной основой склада класса "А" является Логистический оператор. Ему, как раз подчиняются вышеперечисленные службы, напрямую, как собственные подразделения. Либо эти службы, находятся на аутсорсинге у логистического оператора или владельца складских зданий и сооружений, но всё равно работают по заявкам Логистического оператора.

Основная функция Логистического оператора на складе класса "А"- это грамотное и рациональное управление товарными потоками владельцев товара, производителей, дистрибьюторов, импортеров и т.д. Логистический оператор осуществляет оперативный приём товара на склад, его современный, сквозной учет на основе штрих-кодов и при помощи WMS-системы. WMS (Warehouse Management System) - система управления складом. Обработка товара на складе производится на основании контракта и заранее оговоренной с владельцем товара процедурой, в частности, по номенклатуре, ассортименту или другим параметрам. Обработка товара производится также по принципу, известному специалистам по краткой аббревиатуре операций FIFO, LIFO, и др. В частности, принцип FIFO означает приоритетную отгрузку товара, пришедшего первым. Принцип LIFO предполагает в первую очередь отгрузку товара, который пришел последним. Такие регламенты используются в операциях с различными видами товара, например, товара с ограниченным сроком хранения, или особенностями производства товара, для его последующего учета и размещения на высотных стеллажах, в ячейках, внутри склада. Затем, по заявке владельца товара, персоналом склада производится его своевременная отгрузка в торговые сети различным клиентам. Конечно это упрощенное описание процесса операций на складе. В противном случае скрупулезное описание работы склада заняло бы, приличный объем статьи и было бы насыщено специфическим складскими и бухгалтерскими терминами.

Что делать со складами Москвы?

В настоящее время можно смело утверждать, что складские мощности из Москвы не только можно вывести, но и необходимо это сделать. Москва не резиновая. Причем сейчас для этого созданы все условия и основания. Вокруг МКАД, практически во всех направлениях, уже построены и успешно функционируют крупные Логистические парки. На сегодняшний день, таких Логистических парков 8. Основные: ПЛК "Северное Домодедово", ПЛК "Крёкшино", "Томилино", "Пушкино", СК "Подольск", МЛП на Ленинградском шоссе, Кулон на Рижском шоссе и более 10-ка поменьше. Всего в Москве и Московской области в первом полугодии 2010 года действует более 6.42 млн. кв. м. складов класса "А" и "Б" согласно проведенному исследованию Jones Lang LaSalle.

Крупнейшие Логистические парки Московского региона

Необходимо чётко понимать, что при выводе складов из Москвы нельзя нарушать транспортно - логистическую цепочку доставки товаров действующим потребителям. Для этих целей должна быть разработана грамотная программа привязки основных потребителей товаров к крупным торговым центрам, гипермаркетам и внутренним рынкам, к соответствующим областным Логистическим паркам и Логистическим центрам. Должна быть разработана соответствующая программа перевозок товаров. А если, как во многих городах мира для этих целей будет осуществлено ночное движение товаров к потребителям, то город от этого только выиграет. В ночное время "Бычки", "Газели", и другие грузовые автомобили беспрепятственно и, не участвуя в создании "пробкового" движения, могли бы перемещать товары, причем совершая больше поездок и меньше загрязняя выхлопными газами наш город.

Рекультивация промышленных зон

В настоящее время большая часть имеющихся складов, логистических центров и товарных баз Москвы расположены в промышленных зонах города, на товарных дворах железной дороги, а некоторые даже в спальных районах Москвы, по старинке. Очевидно, что в промзонах городских районов вместо складов куда лучше вписались бы недорогие гостиницы на 2-3 звезды, которых так не хватает в Первопрестольной. Где-то можно было создать развлекательные зоны по типу Парка Горького, но с более современными аттракционами. Ведь Москва ещё и туристический центр России, и могла бы куда эффективнее развивать туристическую индустрию. А где-то можно было бы построить пресловутые многоуровневые перехватывающие автостоянки, что бы разгрузить центр от огромного и неконтролируемого потока машин. Впрочем, часть складского хозяйства Москвы можно было бы приспособить для хранения личных вещей, есть и такой, набирающий обороты, рынок в столице.

Новое логистическое кольцо столицы

Как показывает практика, в идеале, все логистические центры должны быть расположены в Московской области на удалении в 15-30 км. от МКАД по её периметру. Примерно по такому же принципу формировалась складская логистика вокруг крупнейших городов мира. Это оптимальное расстояние для обслуживания Москвы товарными потоками, как в дневное, так и в ночное время суток. логистические центры и логистические парки необходимо строить между двумя федеральными трассами, для возможности маневра потоками в случае появления пробок на одной из магистралей. При этом должна существовать специальная система оповещения грузового транспорта, работающего в логистических парках с товарным потоком в Москву, о появляющихся пробках в Московской области. Такие информационные системы работают практически во всех крупных городах мира и оптимизируют транспортные потоки на крупнейших трассах в мегаполисах. Это интересно и выгодно и торговым, и производственным, и логистическим компаниям.  И, разумеется, далеко не в последнюю очередь в этом заинтересованы  москвичи, мучающиеся в пробках столицы. Да и государство теряет в московских пробках до 45 млрд. руб. в год, притом, что строительство отдельных полудуг 4-го транспортного кольца Москвы стоит примерно тех же денег. Данная инициатива будет интересна и инвесторам, активно осваивающим московский рынок гостиничного бизнеса, развлекательной сферы и других направлений разрешенного строительства, на площадках, освобождающихся от складской недвижимости.

В общем, в Москве теперь новый мэр. Который просто по должности обязан знать и понимать как описанные проблемы, так и пути их решения. А в жизненных реалиях, как говорится, поживём – увидим.

В статье использованы материалы ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG).

21.10.2010

Возврат к списку